аль-Газали персидская философия, мистика
 
 

Абу Хамид аль-Газали
Возрождение наук о вере

Перевод И. Насырова

Глава III
О ТОМ, ЧТО ПРОСТЫЕ ВЕРУЮЩИЕ СЧИТАЮТ ДОСТОСЛАВНЫМИ НАУКАМИ, А ЭТО НЕ ТАК

Дозволенное из рассказов

Предыдущая       Следующая
Оглавление

         Если же рассказ относится к рассказам о пророках, мир им, касательно веры и если рассказчик правдив и излагает рассказ в правильной передаче, то не вижу я в этом вреда. Пусть же остерегается рассказчик лжи и повествования о событиях, которые намекают на оплошности пророков или снисходительности, смысла которых не в силах понять простые верующие или же которые представляют собой очень редкую оплошность пророка, за которой следуют прощения, после которых она заменяется благими деяниями. Ведь простой верующий оправдывает этим свои собственные оплошности и попустительства и готовит себе в этом извинение, доказывая, что такое-то и такое-то было рассказано о некоем шейхе и некоем великом муже, — что, мол, все мы подвержены непослушанию, и если я не повиновался Всевышнему Аллаху, то не повиновался Ему и тот, кто более меня. Это придает ему дерзости против Всевышнего Аллаха, ибо не ведает он, что творит. Если же соблюсти два этих предостережения, то нет в этом вреда. Тогда происходит возврат к достохвальным рассказам, к тем из них, что включает в себя Коран, и к хадисам, достоверность которых подтверждают сборники «Сахих».

         Среди людей есть и такие, кто полагает дозволительным составление историй, что побуждают людей к покорности Богу, и утверждает, что цель его — призывать народ к Господу Богу. Однако это — из дьявольских происков. Поистине, правда позволяет обойтись без лжи, а того, что напомнили Всевышний Аллах Кораном и Его Посланник, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, хадисами, более чем достаточно и не нуждается в сочинительстве и придумывании от себя в проповедях. Как же иначе, ведь неприемлема искусственность рифмованной прозы (садж), и расценивается она как неестественная и деланная. Саад ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал своему сыну Умару, услышав, как тот употребляет рифмованную прозу: «Поистине, это вселяет в меня гнев на тебя. Да не исполню я просьбы твоей никогда, пока не ты раскаешься!» А тот как раз пришел к нему попросить его о чем-то. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абдалла-ху ибн Равахе о рифмованной прозе в двух словах: «Сторонись саджа, Ибн Раваха!» 1 Ведь предосудительная искусственная рифмованная проза состояла из рифм не более чем из двух слов. Поэтому, когда некий человек вопросил рифмованными стихами касательно уплаты дийи за зародыша в животе убитой беременной женщины: «За того, кто не пил, не ел, не кричал, при рождении не пищал, разве дийя возмещается — ведь подобное не отмщается?», Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве это не садж — такой же, как садж арабов-бедуинов?!» 2

         Что же до стихов, то обилие их в наставлениях и увещеваниях предосудительно. Всевышний Аллах говорит: «И поэты - за ними следуют заблудшие. Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят» (Коран, 26:224-225).

         Всевышний также говорит: «Мы не учили его стихам, и не годится это для него» (Коран, 36:69). Чаще всего проповедники приводят такие стихи, что описывают любовь, красоту возлюбленного, сладость соединения и боль разлуки. В таком собрании же бывают только неотесанные простолюдины, души коих переполнены страстями, а сердца непрестанно обращаются к прекрасным образам. Таким образом, стихи возбуждают в их сердцах только то, что угнездилось там, и в них возгораются огни страстей. Собравшиеся непроизвольно вскрикивают и танцуют в любовной страсти. Большинство из этого или все есть разновидность развращенности и порока. Таким образом, из поэзии следует использовать только то, в чем содержится наставление или мудрость, в качестве доказательства и наглядного примера. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, в поэзии есть и мудрость» 3. И если бы в собрании находились избранные люди, сердца которых доподлинно известны своей любовью к Аллаху, и если бы не было с ними других, то таким не повредили бы стихи, буквальное значение которых указывает на качества натуры человека, — ведь слушающий низводит все, что слышит он на то, что владеет его сердцем, как это исследуется в «Книге о радениях (сама')». Поэтому аль-Джунайд, да смилуется над ним Аллах, разговаривал, излагая свои мысли, с группой в количестве примерно десять человек. Если же было их много, то не он разговаривал с ними: в собрании его никогда не бывало более двадцати участников. Однажды сообщество мужей пришло к двери дома Ибн Салима. Его попросили: «Скажи слово, ведь пришли сподвижники твои». Он в ответ сказал: «Нет, это не сподвижники мои, но завсегдатаи собрания. Сподвижники же мои — избранные Богом люди (хавасс)».

         Что же касается шатха, то под ним мы имеем в виду два разновидности речений, что придумали некоторые суфии.

         Одна из них — это утверждения с далеко идущими притязаниями о любви к Всевышнему Аллаху и соединении с Ним, избавляющим от исполнения обязательных религиозных предписаний, так что даже некоторые из них дошли до высказывания притязаний на буквальное соединение с Богом (иттихад), снятия завесы, скрывающей Его, лицезрения Его воочию и словесного общения с Ним. И они говорят: «Сказано было нам то-то, а мы сказали то-то». В этом они уподобляются аль-Хусейну ибн Мансуру аль-Халладжу, который был распят за произнесение слов подобного рода. Такие мужи приводят в качестве свидетельст-вования слова аль-Халладжа: «Я семь Истинный!» и также то, что рассказывают об Абу Язиде аль-Бистами, будто он сказал: «Преславен Я! Преславен Я! О, сколь Я велик!». Это есть разновидность речений, вред которых велик для простых верующих, ведь даже некое общество крестьян забросило свое занятие землепашеством и занялось высказыванием подобным притязаний. Поистине, нрав людской наслаждается подобными речениями, так как в них — отказ от совершения добрых дел вместе с очищением души посредством достижение стоянок на Пути к Богу (макамат) и состояний (ахвалъ). Невежды все еще осмеливаются притязать на обладание ими этого и все жаждут ухватиться за подобные витиеватые громкие речения. И всякий раз, когда выскажут им за это порицание, они не могут сдержаться и говорят: «Поистине, источник этого порицания — наука об обычном знании и диалектика. Наука же — это завеса перед истинным знанием, а диалектика — дело легкомысленной души. А высказывание «шатх» исходит только из сокровенного знания (батын) путем постижения Божественного Света». Это и прочее из подобного есть то, искры чего разлетелись в некоторых странах, и велико стало его вредное влияние на простых верующих. Так что если кто-либо заговорит подобным образом, то убиение его для религии лучше, чем оживление десятерых. Что же до Абу Язида аль-Бистами, да смилуется над ним Аллах, то это неправда, что передают о нем, хотя и слышали от него подобное. Ведь он, возможно, говорил это от Аллаха, Всемогущ Он и Велик, речью, что повторял Господь в душе его. Также и если бы услышали, как он говорит: «Я — Аллах, нет богов, кроме Меня. Так поклонись Мне», то следовало бы понимать это от него только в смысле иносказания.

         Вторая разновидность шатха — слова, смысл которых непонятен. Внешне они удивительно красивы, содержат смущающие слух выражения, а пользы в них нет. Они могут быть непонятны самому высказавшему их, и скорее он произносит их в состоянии расстройства своего разума и нарушения способности своего воображения из-за плохого понимания смысла речения, которое потревожило его слух. И это наиболее вероятно. Или же слова эти ему понятны, однако он не может их объяснить и передать их смысл внятными выражениями, что указали бы на его тайный помысел, из-за малого занятия его наукой и его необученности способу выражения тонких смыслов посредством изящных фраз. От слов такого рода нет пользы, ведь они лишь смущают сердца, поражают умы и приводят в недоумение и растерянность рассудки. Или подобное может склонить к тому, что человек поймет из этих слов такие смыслы, которые и не имелись в виду, и понимание каждым человеком будет согласно его пристрастиям и нраву. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, сказал: «Всякий, кто обращается к людям с речью, которую они не понимают, непременно будет для них источником смуты» 4. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говорите людям о том, что они знают, и воздержитесь говорить то, что они не воспринимают. Разве хотите вы, чтобы полагали лжецами Аллаха и Посланника Его?» 5 Это о том, что понимает говорящий, но чего не может постичь ум слушающего. Что же говорить о том, чего не понимает сам говорящий?! И если говорящий понимает, а слушающий нет, то непозволительно произнесение этого. Пророк Иса, мир ему, говорил: «Не излагайте мудрость среди тех, кто не заслуживает ее, ибо совершите несправедливость. И не лишайте ее тех, кто достоин ее, — поступите несправедливо с ними. Будьте словно добросовестный лекарь, который помещает снадобье в местопребывание недуга». И передают в других словах: «Кто изложит мудрость среди тех, кто не заслужил ее, тот проявит невежество, а кто лишает ее тех, кто достоин ее, тот совершит несправедливость. Поистине, у мудрости есть право, и есть у нее люди, что заслуживают ее. Так отдавай всякому, имеющему право, положенное ему».

         Что же до великих бедствий, то к ним относится упомянутое нами о шатхе, также относится к ним перенесение понятий шариата от всех понятных их значений к тайным вещам, отчего умам никакой пользы, как, например, усердие батынитов в вольных толкованиях Корана и сунны. Это также запрещено (карам) и вред от этого велик. Ведь если у понятий меняют их непосредственные значения, отказываясь придерживаться их путем опоры на слова, переданные от обладателя Закона (Пророка Мухаммада), и без необходимости, диктуемой доводом разума, то это с неизбежностью подрывает доверие к понятиям и сводит на нет пользу, исходящую от слов Всевышнего Аллаха и высказываний Его Посланника, Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! Ведь в том, что предстает для понимания от этого, нельзя быть уверенным. Для сокрытого нет никаких жестких мерок, напротив, мысли и догадки противоречат друг другу относительно него, и его можно толковать различными способами. И это также является одним из распространенным вредных нововведений, приносящим великий вред. Цель приверженцев таких воззрений — демонстрация удивительного, ибо души людские склоняются к необычному, ища в нем услады. Вот таким способом батыниты добиваются разрушения всего шариата — путем аллегорического истолкования прямых смыслов его предписаний и рассмотрения согласно их собственному мнению, как рассказано нами в книге «Мустазхиру» 6, что была сочинена как опровержение батынитов.

         Образец толкования людей, приносящих великие бедствия, — речение одного из них о словах Всевышнего «Иди к Фараону, он ведь возмутился» (Коран, 20:24), что это указание на сердце или душу, побуждающую ко злу7. Тот толкователь сказал, что под Фараоном подразумевается сердце, и что оно возмущается против всякого человека.

         Таково же и речение о словах Всевышнего: «Брось твою палку!» (Коран, 28:31): дескать, имеется в виду все то, на что опирается и полагается человек помимо Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и что все это следует отбросить; и о словах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, «Принимайте пищу перед рассветом, ибо [во времени этом] — благословение» 8, будто под этим подразумевалось получение прощения в грехах путем принятия пищи перед рассветом. Примеров этому много, они даже искажают Коран от его начала до конца, отказываясь от его «внешнего», буквального, понимания и от толкования его, передаваемого от Ибн Аббаса и прочих ученых. Ложность некоторых из этих иносказательных толкований определенно известна, как, например, полагание Фараона сердцем. Ведь Фараон — это конкретный человек, известия о существовании которого были переданы нам непрерывным способом, как и о призыве Мусы к нему, подобно известиям об Абу Джахле, Абу Лахабе и прочих кяфирах. Он не принадлежит к роду шайтанов или ангелов, которые незримы, из-за чего слова о нем можно было бы толковать иносказательно. Таково же и истолкование принятия пищи на рассвете (сухур) как испрашивания прощения в грехах. Ведь Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, принимал пищу и говорил: «Принимайте пищу пред рассветом», «Приступайте к благословенной еде» 9. Ложность таких толкований постигается через непрерывную передачу преданий (хадисов) и через органы осязания. Некоторые же из толкований становятся известными путем утверждения чистого предположения и это касательно случаев, которые не связаны с непосредственным восприятием. Все это запрещено шариатом и является заблуждением и порчей веры в народе. Ничего подобного не было передано ни от сподвижников, ни от их последователей, ни от аль-Хасана аль-Басри, при том, что он усердно предавался призыву людей к Аллаху и наставлению их. Ведь нет у высказывания Благословенного Пророка Мухаммада «Кто станет толковать Коран на [основе] мнения своего, тот пусть займет свое место в [адском] Огне» 10 иного смысла, кроме прямого. Так пусть же целью и мнением человека в толковании Корана будут определение и утверждение установлений, и пусть он привлекает к этому аяты Корана и подводит к рассматриваемому месту, не приводя для подтверждения своего мнения понятийные, языковые и обыденные доказательства.

         Не следует понимать это так, что он не должен толковать Коран посредством «извлечения» (истинбат) и размышления. Поистине, есть среди и аятов такие, по поводу которых от сподвижников Благословенного Пророка Мухаммада и толкователей Корана было передано по пять, и по шесть, и по семь значений. Мы знаем, что не все они были услышаны от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и иногда они противоречат друг другу и не могут быть приняты все вместе. В таком случае значение может быть извлечено при помощи хорошего понимания и долгих размышлений. Поэтому и сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн Аббасу, да будет доволен им Аллах: «Господи, наставь его в религии и научи его [разумному] толкованию» 11. Тот из числа людей, несущих великие бедствия, который полагает иносказательные толкования приемлемыми, хотя и знает, что они не вытекают из слов Корана, и утверждает, что он намеревается с помощью таких толкований призвать людей к поклонению Творцу, сравним с тем, кто полагает дозволительным придумывать за Посланца Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписывать ему то, что само по себе истинно, но о чем не говорится в шариате. Словно тот, кто для каждого положения, которое полагает он истинным, сочиняет хадис, якобы переданный от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а это произвол, заблуждение и пренебрежение угрозой, понятной из высказывания Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто лжет обо мне преднамеренно, тот пусть займет свое место в [адском] Огне» 12. Нет, зло от иносказательного толкования этих слов гораздо губительнее и больше, ибо оно подрывает веру в них и полностью перекрывает путь извлечения пользы из Корана и его понимания.

         Итак, ты узнал, каким образом шайтан отвратил людей от тяги к наукам достохвальным в сторону наук порицаемых. Все это — обман злонамеренных ученых, совершенный путем подмены названий. И если ты станешь следовать им, полагаясь на популярное в их кругах имя, не обращая внимания на то, что было известно и принято в первый век Ислама, то будешь как тот, кто стремится удостоится почета благодаря мудрости, следуя за тем, кого называют мудрым. Но ведь ныне «мудрым» (хакимом) стали называть и лекаря, и стихотворца, и звездочета, и это из-за упущения из виду подмены названий.

         Пятое название — мудрость (хикма). Поистине, наименование «мудрый» (каким) стало даваться лекарю, стихотворцу, астрологу и даже тому, кто сводит бородавки с ладоней крестьян, сидя в проходах базаров. Однако мудрость — это то, что восхваляет Аллах, Всемогущ Он и Велик! Ведь Всевышний говорит: «Он [Господь] дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо» (Коран, 2:269). А пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слово из мудрости, что усвоит человек, лучше для него, чем этот земной мир и то, что есть в нем» 13. Посмотри же, что представляла собой мудрость и во что она превратилась. Соизмеряй этим остальные названия и берегись оказаться в заблуждении из-за обмана злокозненных ученых. Ведь, поистине, зло, причиняемое ими религии, опаснее зла, исходящего от шайтанов, поскольку через них шайтан подбирается поближе для того, чтобы вырывать религию из сердец людских. И поэтому, когда спросили Посланца Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о наихудших из людей, он не пожелал ответить, сказав лишь: «Господи, прости», пока его несколько раз не попросили, и тогда он ответил: «Это злонамеренные ученые» 14.

         Итак, ты узнал о науке достославной и науке порицаемой, и о последствии, вызванном их запутанностью и смешением. И ты перед выбором — окинуть себя взглядом и следовать праведным предшественникам (салаф) или же спуститься вниз, цепляясь за вервь самообольщения, и уподобиться позднейшим. Все из знаний, чем довольствовались праведные предшественники, исчезло. То же, изучению чего люди ныне усердно предаются, по большей части придумано и сфабриковано. Истинно высказывание Посланника Аллаха, Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «Изначально был Ислам странным, и вновь станет странным, каким изначально явился. Блаженны же странные!» 15 Его спросили: «А кто они, странные?» Он ответил: «Те, кто исправляет испорченное людьми в моей сунне, и те, кто воскрешает то, что погубили люди из моей сунны». И в иной передаче этого хадиса сказано: «Они те, кто придерживается того, в чем вы ныне пребываете» 16. В другом хадисе говорится: «Странные — это немногочисленные праведники среди людей, и среди созданий Божьих ненавидящих их больше, нежели любящих» 17.

         Те достохвальные науки стали неизвестными, ибо ненавистен упоминающий их. Поэтому сказал Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах: «Если увидишь ученого, окруженного многочисленными друзьями, то знай, что он неистинный ученый, ибо если бы он говорил правду, то те возненавидели бы его».




1)Аль-Хафиз аль-Ираки не обнаружил хадиса со словами: «Сторонись саджа, Ибн Раваха!» — однако в сборниках Ахмада ибн Ханбала, Абу Яалы, Ибн ас-Сунни и Абу Найма приведен хадис от Аиши с достоверным иснадом, что она сказала ас-Саибу: «Сторонись саджа! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники не употребляли садж». То же в несколько иной формулировке («Избегай садж'а») у Ибн Хаббана и у аль-Бухари от Ибн Масуда.

2)Муслим; от аль-Мугиры.

3)Аль-Бухари; от Абу ибн Кааба.

4)Абу Наим, аль-Акили, Ибн ас-Суини; от Ибн Аббаса; слабый. Муслим приводит этот хадис во введении к своему сборнику как сподвижнический хадис от Ибн Масуда (сподвижнический хадис, хадис маукуф, — хадис, в тексте которого приводятся слова одного из сподвижников Благословенного Пророка или сообщается о его поступках).

5)Бухари. Также приводится у Абу Мансура ад-Дильми через Абу Найма.

6)Свое название эта книга получила по имени двадцать второго халифа из династии Аббасидов, Музтазхира би-ль-Ллахи Абу аль-Аббаса Ахмада ибн аль-Муктадира би-ль-Ллахи Абу аль-Касима Абдаллаха аль-Аббаси.

7)Ср.: «Я не оправдываю свою душу, — ведь она побуждает ко злу» (Коран, 12:53).

8)Муслим, аль-Бухари; от Анаса ибн Малика.

9) Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Хаббан; от аль-Арбад ибн Сарийя; Ибн аль-Каттан расценивал этот хадис как слабый.

10)Ат-Тирмизи; от Ибн Аббаса; достоверный. Также приводится у Абу Дауда от Ибн Абда и у ан-Насаи.

11)Ахмад ибн Ханбал, Ибн Хаббан, аль-Хаким. Также приводится у аль-Бухари от Ибн Аббаса без слов «...и научи его [разумному] толкованию» как безупречный (сахих).

12)Муслим, аль-Бухари; от Абу Хурайры и Анаса ибн Малика.

13)Выше приведен схожий хадис.

14)Ад-Дарами в передаче аль-Ахваса и Ибн Хакима со слов его отца; слабый. Также приводится у аль-Баззара от Мааза как слабый.

15)Ат-Тирмизи; от Амра ибн Ауфа; достоверный. Также приводится у Муслима от Абу Хурайры в сокращенном виде.

16)Аль-Хафиз аль-Ираки не обнаружил источника этого хадиса.

17)Ахмад ибн Ханбал; от Абдаллаха ибн Амра.

Предыдущая       Следующая
Оглавление

 
 


Besucherzahler sex search
статистика посещений

Hosted by uCoz