аль-Газали персидская философия, мистика
 
 

Абу Хамид аль-Газали
Возрождение наук о вере

Перевод И. Насырова

Глава VII
О РАЗУМЕ, ЕГО ДОСТОИНСТВЕ, СУЩНОСТИ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ЧАСТЯХ

Введение

Предыдущая       Следующая
Оглавление

        Знай, что это разъяснение не нуждается в приведении сложных доказательств и особых доводов при его изложении. Тем более что уже выявилось достоинство знания еще до рассмотрения разума, а ведь разум — источник знания, его начало и основание. Знание проистекает из него так же, как плод происходит от дерева, свет происходит от Солнца, а видение исходит от глаза.

        Как же не будет обладать достоинством то, что являет собой средство достижения счастья и благополучия как в этом, так и в том мире? Или как можно сомневаться в этом — ведь и животное, несмотря на ограниченность его способности различать окружающее, испытывает робость перед разумом, и если даже самое крупное, особо свирепое и наиболее сильное животное при виде человека как бы стесняется его и ощущает страх, чувствуя власть человека над ним, ибо и оно отчасти наделено способностью воображения.

        Поэтому Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шейх1 среди своего народа подобен пророку для его общины» 2. А ведь это происходит не из-за обилия его богатства, и не вследствие величия его особы, и не из-за избытка его силы, но только благодаря наличию у него большого запаса опыта, что является плодом его разума. А поэтому тюрки, курды, грубые арабы-бедуины и подобные им люди, несмотря на то, что по своему положению близки к животному состоянию, находят естественным и необходимым почитать старейшин-шейхов. Многие упрямые и упорные враги веры стремились убить Посланника Божьего, да благословит его Аллах и приветствует, за то, что у него был большой ум. И когда их взгляды падали на него и они лицезрели его благородный лик, то они испытывали благоговение перед ним и им становилось видимым сияние света пророчества на его лице, хотя этот свет и был сокрыт в глубине его души и недрах разума.

        Так что достоинство разума — это то, что постигается по необходимости. Поистине, мы лишь стремимся привести здесь то, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммада и его сподвижников (ахбар) и аятах Корана относительно достоинства разума. Всевышний Аллах называет разум светом в Своем Слове: «Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша» (Коран, 24:35). А еще Он называет получаемое разумом знание духом, вдохновением и жизнью. Всевышний говорит: «И так Мы внушили тебе дух от Нашего веления» (Коран, 42:52) и «Разве тот, кто был мертвым, а Мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит из него?» (Коран, 6:122)

        А когда Он упоминает свет и мрак, то Он подразумевает знание и невежество, как в другом Своем речении: «Выводит их из мрака к свету» (Коран, 5:16). А Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, вразумляйтесь от вашего Господа Бога, давайте друг другу заветы, опираясь на разум, и познаете то, что ведено вам исполнять, и то, что вам запрещено делать! Знайте, что это разум помогает вам перед вашим Господом Богом! И знайте, что разумный человек — тот, кто покорен Аллаху, даже если он некрасив на вид, ничтожен по значимости, низок по своему положению и имеет на себе заношенную одежду. А невежда — это тот, кто восстает против Всевышнего Аллаха, даже если он привлекателен на вид, велик в значимости [для людей], знатен по своему положению, красноречив и обладает красивой внешностью. Ведь обезьяны и свиньи более разумны перед Всевышним Аллахом, чем тот, кто не повинуется Ему. Не дайте соблазнить себя возвеличиванием вас со стороны людей, [радеющих ради благ] бренного (земного) мира, ибо они те, кто [будут] в убытке [на том свете]» 3.

        А еще Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Первое, что сотворил Бог, — это разум. Всевышний сказал ему: "Подойди!", и он приблизился. Затем Аллах сказал ему: "Отступи назад!", и он отступил. Затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: "Клянусь Своим могуществом и величием, Я не создал более драгоценного для Меня творения, чем ты. Посредством тебя Я взыскиваю и посредством тебя же Я одариваю; посредством тебя Я вознаграждаю и посредством тебя же Я наказываю» 4.

        А если ты скажешь: «А если разум является акциденцией ('араду, то как же он был сотворен раньше, чем тело? А если он — [телесная] сущность (джаухар), то как же он является самодостаточной сущностью и не ограничивается местом?», то знай же, что все это — из знания о сокровенном ('ильм алъ-мукашафа), и не подобает упоминать о нем посредством знания о поведении ('ильм алъ-му'ама-ла), а наша цель сейчас — рассмотрение знаний о поведении.

        В хадисе: «Как-то люди так расхваливали некоего человека в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что перешли всякую меру в этом. А он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "А каков ум этого человека?" Они ответили: "Мы ведь рассказываем тебе о его усердии в поклонении [Богу] и о множестве разных его добрых дел, а ты спрашиваешь нас о его разуме!" А он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, невежество глупца приносит бедствия больше, чем распутное поведение нечестивца, а рабы Божьи возвысятся в ступенях приближения к Господу Богу сообразно достоинствам их разумов"»5. Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний, говорил: «Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Человек не приобрел ничего более достойного, чем разум, что направляет своего обладателя на правильный путь и отводит его от погибели. Вера раба Божьего не будет полной и религия его не будет правой до тех пор, пока разум его не достигнет совершенства"»6. Пророк сказал также, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, пусть даже человек посредством своего благонравия достигнет степени [постоянно] постящегося и исполняющего [молитву], все же его добрый нрав не будет совершенным до тех пор, пока не будет совершенным его разум — ведь тогда его вера станет совершенной, он полностью покорится своему Господу Богу и восстанет против своего врага Иблиса (шайтана)» 7.

        А со слов Абу Сайда аль-Хадари, да будет доволен им Всевышний, сообщается: «Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "У всего сущего есть основа, а основа верующего — его разум. И его поклонение [Богу] будет в меру достоинства его ума. Разве вы не слышали крики нечестивцев из адского огня: "Если бы мы слушали или разумели, то не были бы мы среди обитателей Огня" (Коран, 67:10)?» " А со слов Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Всевышний, известно, что он спросил Тамима ад-Дари: «Что суть руководство у вас?» Тот ответил: «Разум». Умар сказал: «Ты сказал истинную правду. Я спросил Посланника Божьего, да благословит его Аллаха и приветствует, о том же, о чем спросил тебя, и он сказал мне то же, что и ты. А затем он добавил: "Я спросил ангела Джибрила, да пребудет над ним мир: «Что суть руководство?» Он ответил: «Разум»"»102. А в хадисе от аль-Бараи ибн Азиба, да будет доволен им Всевышний, сообщается: «Как-то раз, когда вопросов, задаваемых Посланнику Божьему, да благословит его Аллах и приветствует, стало слишком много, он сказал: "О люди, поистине, у всего сущего есть средство [передвижения], а средство настоящего мужчины — это его разум, а самые лучшие из вас в приведении доказательств и знании доводов [в религии] — это самые умные из вас"»8. А в другом хадисе сообщается: «Когда Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся [в Медину] после сражения [у горы] Ухуд, он услышал, что люди говорят: "Такой-то был храбрее, чем такой-то, а такой-то сражался беззаветно и выказал в полной мере свою силу, чего не обнаружил такой-то9 и тому подобное. На это Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Что касается этого, то у вас нет знания на этот счет10. Они сказали: "Как это, о Посланник Божий?" Он ответил, да благословит его Аллах и приветствует: "Поистине, они сражались в той мере, в какой Всевышний наделил каждого из них разумом, а их намерения и победа соответствовали достоинству и степени их умов. Все, кто погиб, получили смертельные раны различной степени, а когда наступит Судный день, они займут степени [приближенности к Богу] сообразно достоинству их намерений и умов"»11.

        А со слов Бараи ибн Азиба известно, что Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы проявляют усердие и прилежание в своем повиновении Всевышнему Аллаху, Преславен Он, при помощи разума, а верующие из сынов Адамовых проявляют старание [в повиновении Ему] сообразно достоинствам их умов. Самый усердный из них в проявлении повиновения Аллаху, Всемогущ Он и Велик, — тот, у кого более глубокий ум» 12. А в хадисе от Аиши, да будет доволен ею Всевышний, говорится: «Я спросила: "О Посланник Аллаха, посредством чего люди добиваются превосходства над другими в этом мире?" Он ответил: "Посредством разума". Я спросила: "А на том свете?" Он ответил: "Тоже посредством разума". Я спросила [с удивлением]: "Разве их не вознаградят [там] за их деяния и поступки?" А он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " О Аиша, а разве они не совершают поступки только по мере разума, что даровал [каждому] из них Бог, Всемогущ Он и Велик? В соответствии с мерой разума, что им был дарован, они совершают деяния, и в той мере, в какой сотворили свои деяния, они будут вознаграждены» 13.

        А со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Всевышний, известно: «Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У всего сущего имеются свои орудия и приспособления, а орудие верующего — это разум; у всякого человека найдется верховое животное, а верховое животное настоящего мужчины — это разум; у всего сущего имеется основание, а основание религии — это разум; у всех людей есть границы устремлений, а граница устремлений рабов Божьих — это разум; у каждой общины есть побуждающий [ее человек], а побуждающий поклоняющихся Богу — это разум; у всякого торговца имеется товар, а товар усердных [в религии] — это разум; у каждого домовладельца существует доверенный блюститель, а блюститель домов правдивейших из людей — это разум; на всякое разрушение существует созидание, а созидание жизни на том свете — при помощи разума; у всякого мужа имеется потомок, относящий себя к нему и о котором он [потомок] вспоминает, а потомок правдивейших из людей, которого возводят к ним и благодаря которому их вспоминают, — это разум; для любого путешествия необходима палатка, а палатка верующих — это разум» 14.

        Еще Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, самый любимый из верующих у Аллаха, Всемогущ Он и Велик, — это тот, кто не жалеет себя на пути повиновения Богу, сердечно относится к рабам Божьим и чей разум обрел совершенство, кто наставляет себя и вразумляется, действует с помощью разума в земной жизни и, поистине, преуспеет и спасется [на том свете]» 15. А еще Посланник Божий, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот из вас, кто наиболее совершенен разумом, сильнее всех вас в опасении перед Всевышним Аллахом, и он лучше всех вас в том, что Бог повелевает вам и что запрещает, хотя бы сам он меньше вас обременял себя повиновением [Всевышнему]» 16.




1)Имеется в виду почтенный человек, обладающий умом и жизненным опытом.

2)Ибн Хиббан; от Абдаллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба. Абу аль-Мансур ад-Дильми; от Абу Рабий; слабый.

3)Дауд ибн аль-Махбар; от Абу Хурайры. Также приводится у аль-Хариса ибн Аби Усамы от Дауда ибн аль-Махбара.

4)Ат-Табарани; от Абу Умамы; слабый. Абу Наим; от Аиши; слабый.

5)'Арад (мн. ч. а'рад) — акциденция, у мутакаллимов обозначает всякую пространственно-временную, количественно-качественную определенность (охватывая, таким образом, и «форму», и «акциденцию» в их аристотелевской трактовке) тела: цвет, вкус, запах, теплоту, холод, влажность, сухость и т. п.; измерения (длину, ширину, глубину) и фигуры: «состояния»; человеческие действия и т. д, (См.: Абу алъ-Хасан алъ-Ашари. Одобрение занятия каламом. Введ., пер. с араб, и коммент. Т. Ибрагима. В кн.: Средневековая арабская философия. М., 1998. С. 377.

6)Ибн аль-Махбар; от Анаса ибн Малика. Также приводится у ат-Тирмизи в сокращенном виде. "Ибн аль-Махбар, а от него аль-Харис ибн Аби Усама.

7)Ибн Махбар; от Амра ибн Шуайба, которому этот хадис рассказал его отец, а тому — его родитель. В сокращенном виде (без слов «все же его нрав не будет совершенным до тех пор»): ат-Тирмизи; от Аиши.

8)Ибн аль-Махбар, а от него аль-Харис ибн Аби Усама.

9)Ибн аль-Махбар, а от него аль-Харис ибн Аби Усама.

10)Ибн аль-Махбар, а от него аль-Харис ибн Аби Усама.

11) Ибн аль-Махбар; от Абу Хурайры.

12)Ибн аль-Махбар, а от него аль-Харис ибн Аби Усама. Также приводится у аль-Багви в «Му'джам ас-еахаба» со ссылкой на слова сподвижника Пророка Ибн Азиба через аль-Бараи, с тем же иснадом, что приводит Ибн аль-Махбар.

13)Ибн аль-Махбар, ат-Тирмизи аль-Хаким; от Аиши.

14)Ибн аль-Махбар, а от него аль-Харис ибн Аби Усама; от Ибн Аббаса.

15)Ибн аль-Махбар; от Абдаллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба. Абу Мансур ад-Дильми; слабый.

16)Ибн аль-Махбар; от Абу Катады.

Предыдущая       Следующая
Оглавление

 
 


Besucherzahler sex search
статистика посещений

Hosted by uCoz