аль-Газали персидская философия, мистика
 
 

Абу Хамид аль-Газали
Возрождение наук о вере

Перевод И. Насырова

Глава VII
О РАЗУМЕ, ЕГО ДОСТОИНСТВЕ, СУЩНОСТИ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ЧАСТЯХ

Разъяснение о сущности разума и его частях

Предыдущая       Следующая
Оглавление

        Знай, что люди разошлись во мнениях в определении разума и его сущности, а многие из них забывают о том, что название «разум» бытует в разных значениях, и это сделалось причиной их разногласий.

        А истина, снимающая покров с предмета исследования, состоит в том, что название «разум» применяется в четырех значениях — подобно тому, как название 'айн, к примеру, служит для выражения множества значений 1, и так далее. Не следует искать единого определения для всех частей разума; напротив, каждая часть при выявлении ее сути обнаруживает отличие от остальных.

        Первая часть — свойство, которым человек отличается от всех животных и посредством которого он предрасположен к восприятию умозрительных (теоретических) знаний и занятию скрытыми мыслительными действиями. Именно это подразумевал аль-Харис ибн Асад аль-Мухасиби, когда он привел в книге «Ар-Риайа» определение разума: «Поистине, он являет собой природную способность, посредством которой становится возможным постижение умозрительных знаний, и разум есть нечто вроде света, проникшего в сердце, при помощи которого оно подготавливается к постижению вещей». Не прав тот, кто не признает этого и относит разум только к чисто необходимым (аподиктическим) знаниям: ведь и проявляющий небрежение к знаниям, и спящий также называются разумными на том основании, что у них наличествует эта природная способность, наряду с отсутствием у них знаний. Равно как сама жизнь являет собой природную способность, посредством которой тело подготавливается к произвольным движениям и чувственному восприятию, так же и разум — это природная способность, при помощи которой для некоторых животных становится возможным постижение умозрительных знаний. Если бы разрешалось ставить знак равенства между человеком и ослом в этой природной способности и чувственном восприятии и говорить, что разница между ними состоит только в том, что Всевышний Аллах в силу Своего закона в Его творениях создает в человеке знания и не создает их в осле и других животных, то позволительно было бы уравнять осла и минерал в их существовании и сказать, что разница между ними состоит только в том, что Бог, Всемогущ Он и Велик, в силу Своего закона в Его творениях создает в осле особенные движения. Поистине, если бы осел был сравнен с безжизненным минералом, то следовало бы сказать, что каждое движение в нем наблюдаемо, а Аллах, Преславный Он, может сотворить их в нем в видимой для нас последовательности. И подобно тому, как следует сказать, что различие в движениях между ослом и минералом состоит только в природной способности, что отличает осла и называется жизнь, так и различие между человеком и животным в постижении умозрительных понятий состоит в природной способности, которая называется разумом. Он подобен зеркалу, которое отличается от воспроизводимых им фигур и цветов характеризующим его свойством: зеркало отполировано. Так же и глаз отличается от лба в свйих качествах и формах, при помощи которых он приспособлен для видения. Отношение природной способности разума к знаниям такое же, как отношение глаза к видению, а отношение Корана и шариата к этой природной способности в приведении ее к обнаружению знаний подобно отношению солнечного света к зрению, и таким вот образом надлежит понимать эту природную способность.

        Вторая часть — это знания, которые возникают в личности ребенка, уже различающего допустимость возможного и невероятность невозможного, как, например, знание того, что два больше, чем один, или того, что один человек не может одновременно находиться в двух местах. Именно это подразумевал один из мутакалли-мов, когда при определении разума сказал: «Поистине, он являет собой некоторые необходимые (аподиктические) знания — такие, как знание о допустимости возможного и невероятности невозможного». Он также, в сущности, прав, поскольку такие знания существуют и обозначать их разумом очевидно правильно, безнравственно лишь отрицать ту природную способность и утверждать, что не существует ничего, кроме этих знаний.

        Третья часть — это знания, которые извлекаются из опыта в ходе событий и смены обстоятельств жизни. Действительно, про того, кто научен жизненным опытом и воспитан посредством различных учений, обычно говорят, что он разумен, а про того, кто не обладает этими качествами, говорят, что он неразумен, неискушен и глуп. Это другая разновидность знаний, которая также называется разумом.

        Четвертая часть — это когда сила этой природной способности достигает такой степени, что человек познает последствия дел в окружающем мире, подавляет в себе страсть, побуждающую к сиюминутным наслаждениям, и усмиряет ее. Того, кто обладает такой силой, называют разумным ввиду того, что его смелость и воздержанность возникают сообразно тому, чего требует понимание возможных последствий, а не вследствие мимолетней страсти. Это также одна из характерных черт человека, посредством которой он отличается от всех животных.

        Итак, первая часть — это фундамент, основание и источник. Вторая часть — это ближайшая к нему ветвь. Третья часть — это ветвь от первого и второго, так как при помощи природной способности и необходимых (аподиктических) знаний черпаются опытные знания. Четвертая часть — это конечный плод и искомый предел. Первые две возникают в естественном состоянии, вторые две — посредством их приобретения. Поэтому Али, да облагородит Всевышний Аллах его лицо, сказал:

        Я нахожу в разуме две разновидности — Разум врожденный и приобретенный со слуха. Разум, полученный благодаря слушанию, бесполезен, Если отсутствует врожденный разум, Равно как нет пользы от солнца, Когда его свет недоступен глазу.

        Первый, врожденный, разум подразумевается в высказывании Посланника Божьего, да благословит его Аллаха и приветствует: «Бог не создал более драгоценного для Него творения, чем разум» 2. А другой, приобретенный, разум имеется в виду в другом хадисе Посланника Аллаха, да благословит Он его и приветствует: «Если люди приближаются [к Богу] при помощи праведности и благочестивых деяний, то ты приближайся посредством своего разума» 3. Это же подразумевается в словах Посланника Аллаха, да благословит Он его и приветствует, обращенных к Абу ад-Дарда, да будет доволен им Всевышний: «Прибавь себе разума, и возрастет твоя близость к Господу Богу твоему». Тот ответил: «Ты мне дороже отца и матери! Как мне это сделать?» Пророк ответил: «Сторонись того, что запретил Всевышний Аллах, выполняй Его предписания, Преславен Он, и ты будешь разумным. Твори праведные деяния, и тогда возрастет твое положение и достоинство в этом преходящем мире, а на том свете, что последует после этого, ты добьешься счастья быть рядом с Аллахом, Всемогущ Он и Велик, и достоинства» 4.

        А в хадисе со слов Сайда ибн аль-Мусаййиба сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб, Абу ибн Кааб и Абу Хурайра, да будет доволен ими Всевышний, пришли как-то к Посланнику Божьему, да благословит его Аллах и приветствует, и спросили: «О Посланник Аллаха, кто самый знающий из людей?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Разумный». Они спросили: «А кто наиболее набожный из людей?» Он ответил: «Разумный». Они спросили: «А кто самый достойный из людей?» Он ответил: «Разумный». Они сказали: «Разве разумен не тот, у кого совершенно благородство, проявляется в полной мере красноречие, щедра рука и высоко положение?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, привел им [аят Корана] : «Но все это - только блага здешней жизни, а будущая - у твоего Господа для богобоязненных» (Коран, 43:35) 5. Поистине, разумный человек — богобоязнен, хотя бы он и был в этом мире униженным и смиренным. А в другом хадисе говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, разумный [человек] — это тот, кто уверовал в Аллаха и Его посланников и покорно исполняет Его предписания» 6.

        Похоже, что корень названия «разум» содержится в основе слова, выражающего эту природную способность, и равным образом обстоит дело с его употреблением. И действительно, слово «разум» применяется к необходимым знаниям ввиду того, что они являются плодами разума, подобно тому, как всякая вещь познается по его плодам, и поэтому говорят: «Знание — это опасение, а знающий — это тот, кто опасается Всевышнего, и страх Божий — это плод знания». В таком случае слово «разум» будет чисто условным выражением для обозначения других частей разума, помимо самой этой природной способности. Однако предметом нашего исследования не является содержание слов. Мы преследуем цель показать, что эти четыре части реально существуют, а название «разум» применяется к ним всем, и в существовании всех их нет противоречия, за исключением первой части. Ее существование подлинно, но она — лишь основание для остальных частей. Эти знания как бы содержатся в этой природной способности в качестве врожденного свойства, однако проявляются в бытии, если имеет место причина, выводящая их в бытие, так что даже эти знания как бы и не есть нечто, поступающее в эту природную способность извне, но они словно сокрыты в этой природной способности, а потом обнаруживаются. Примером этого может служить вода в земле. Она появляется только тогда, когда выкопан колодец; тогда она собирается и ее можно различить благодаря ощущениям, однако к ней не добавляется ничего нового. Равным образом содержится масло в миндальном орехе и розовая вода в лепестках роз. Поэтому Всевышний говорит: «И вот Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать7 о самих себе: "Разве не Господь ваш ЯГ' Они сказали: "Да, мы свидетельствуем..."» (Коран, 7:172). Под свидетельством подразумевается признание именно душ, а не их чисто словесное признание. Поистине, люди разделились в словесном признании, когда обрели языки и личности, на тех, кто признает Всевышнего, и на тех, кто отрекается и не верит в Него. Поэтому Всевышний говорит: «А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллах"» (Коран, 43:87). Смысл этого аята состоит в том, что если принимать во внимание все происходящее с ними, то их души и сокровенное в них свидетельствуют. «По устроению Аллаха, который устроил людей так» (Коран, 30:30), то есть каждый человек от природы предрасположен к вере в Аллаха, Всемогущ Он и Велик, а также и к познанию (ма'рифа) вещей так, как они есть. Я имею в виду, что познание как бы содержится в них из-за его наилучшей приуготовленности к постижению единственности Бога.

        Затем, когда вера в Аллаха была расположена в душах как врожденное естественное свойство, люди разделились на две части: на тех, кто отрекся от веры и забыл о Всевышнем — это безбожники, — и на тех, кто обводит мысленным взором все вокруг и вспоминает о Нем — такие подобны тому, кто носил в памяти слова исповедания веры и забыл их по небрежности, а потом припомнил. А поэтому Всевышний Аллах говорит: «Может быть, они опомнятся!» (Коран, 14:25, 28:43, 28:46, 28:51, 39:27, 44:58), «Чтобы [обдумали знамения Корана и] припомнили обладатели рассудка» (Коран, 38:29), «Вспоминайте милость Аллаха вам и Его завет, который Он заключил с вами» (Коран, 5:7) и «И Мы облегчили Коран для поминания, но найдется ли хоть один припоминающий!» (Коран, 54:17, 54:22, 54:32, 54:40).

        Обозначение этого вида врожденной памяти припоминанием вполне допустимо. У припоминания существует как бы две разновидности. Одна из них — это воспоминание об образе, который существовал, присутствуя в сердце человека, но затем исчез, перестав для него существовать. Другая же разновидность — это припоминание образа, который содержится в нем от природы. Такие истины очевидны для того, кто рассматривает вопрос при помощи света сокровенного разума (басыра), но сложны для того, кто больше полагается на слушание из чужих уст и подражание (таклид), а не на исследование и внутреннее созерцание. А поэтому ты замечаешь, что такой муж запутывается в подобных аятах Корана и поступает по своему произволу в толковании припоминания и признания душ потомства Адамова, допуская при этом различные формы произвола; и ему представляется, что в сообщениях (ахбар), хадисах Пророка, и аятах Корана содержатся различные противоречия. Иной раз это чувство даже одерживает над ним верх — вплоть до того, что он начинает смотреть на сообщения и аяты Корана с пренебрежением и убеждает себя в том, что их доводы отличаются крайней слабостью и шаткостью. Он подобен слепцу, который войдя в дом, спотыкается о расставленные в нем сосуды, и говорит: «Что с этими сосудами? Почему бы не убрать их с дороги и не расставить по местам?» А ему отвечают: «Поистине, они стоят на своих местах, на самом деле недостаток в твоем зрении». Равным образом обстоит дело с расстройством разума. Здесь имеет место то же самое, только это расстройство опаснее и серьезнее, поскольку душа подобна всаднику, а тело — лошади, и слепота всадника приносит больший ущерб, чем слепота его коня.

        Из-за сходства между сокровенным разумом и внешним зрением Всевышний Аллах говорит: «Сердце [ему] не солгало в том, что он видел» (Коран, 53:11). Еще Всевышний говорит: «И так Мы показываем Ибрахиму власть над небесами и землей» (Коран, 6:75). Противоположность этому Он называет слепотой. Так, Всевышний говорит: «Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди» (Коран, 22:46). А еще Всевышний говорит: «А кто был слеп в этой [жизни], тот и в будущей будет слепым и еще больше сбившимся с пути» (Коран, 17:72). Некоторые из дел сокровенного мира, что были раскрыты пророкам, обнаруживались при помощи зрения, а другие — посредством сокровенного разума, а все это вместе называется видением. Одним словом, тот, чей сокровенный разум не обладает проницательностью, любит в религии лишь ее оболочку и внешние обряды, а не ее ядро, истины и сокровенную сущность. Таковы части того, чему присваивается название «разум».




1)'Айн — 1. 1) глаз; 2) шпион; 3)глазок, отверстие; 4) источник воды; 5) купе; 6) росток, черенок; 7) вещь, предмет; 8) наличные деньги; 9) существо, сущность; 10) отборное, наилучшее; 2. тот же самый.

2)Ат-Тирмизи; от аль-Хасана аль-Басри, слабый.

3)Абу Наим; со ссылкой на слабый хадис от Али ибн Аби Талиба: «Люди усваивают разные способы проявления праведности, чтобы приблизиться к нашему Господу Богу, а ты развивай в себе различные виды ума и приведешь людей к сонму ангелов и к месту рядом с Аллахом».

4)Ибн аль-Махбар, ат-Тирмизи; от Абу ад-Дарда. Приводится также от аль-Хариса ибн Аби Усамы.

5)Ибн аль-Махбар.

6)Ибн аль-Махбар; от Сайда ибн аль-Мусаййиба; неполноценный (мурсшъ).

7)Согласно Корану, Аллах еще в предвечные времена, до сотворения Адама, взял с человеческих душ признание в том, что Он — их Единственный Бог.

Предыдущая       Следующая
Оглавление

 
 


Besucherzahler sex search
статистика посещений

Hosted by uCoz