![]() |
![]() |
|
Ашура: история и традицииФотографии М.Колесниковой![]() Каждый год в течении десяти дней священного для мусульман месяца Мухаррама на улицах иранских городов разворачивается огромное и величественное действо - Ашура, годовщина мученической гибели Имама Хуссейна. Шиитские города-святыни - Кум и Мешхед – вообще превращаются в эти дни в театр под открытым небом. ![]() В Иране получило распространение особое направление Ислама – шиизм, которое исповедует лишь 10% мусульман земли. Суть шиизма – идея духовной аристократии, то есть в конечном счете идея жертвенности. Ашура – кульминация этой вселенской мистерии, мгновение гибели вселенной и ее возрождение в новом, качественно новом измерении. ![]() Первичное значение Ашуры – сопричастность верующих к мученической гибели Имама Хусейна – внука Пророка Ислама Мухаммеда; гибель эта произошла именно в десятый день месяца Мохаррама. Нужно помнить, что шиизм признает лишь двенадцать прямых потомков Мухаммеда (имамов) личностями, по праву рождения и воспитания в семействе Пророка получившими духовную и социальную власть над уммой, мусульманской общиной. ![]() Хусейн был третьим имамом (после своего отца и старшего брата) и четвертым повелителем мусульман – по крайней мере, так считают шииты. Когда Пророку принесли радостную новость о рождении внука, он пришел к младенцу и прочел ему на ухо азан (призыв к молитве) и другие молитвы. По велению Аллаха мальчика назвали Хусейном. ![]() После смерти Имама Али власть в мусульманском мире захватил узурпатор Муавия, а затем его сын Язид. Хусейн отказался признать их предводителями мусульман и принести ему присягу верности, сказав, что будет следовать лишь Священному Корану и преданиям Пророка. Хусейн находился на паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить осквернение Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы. Перед этим Хусейн вел переговоры с вождями куфийских племен, и те обещали ему поддержку в борьбе против Язида. ![]() С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода Пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Дойдя до пустыни Кербелы, лошадь Хусейна остановилась, и никакая сила не могла заставить ее двинуться дальше. Так Имам понял, что именно эта сухая выжженная земля – земля его мученичества. На 7 день Мохаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались придти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. 10 Мохаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» По преданию, видя, что его шестимесячный сын умирает от жажды, Хусейн отдал его Али Асгару и велел тому пойти к воинам халифа и попросить немного воды для младенца. По приказу Язида ребенку поднесли яд, от которого тот и умер. ![]() Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: "Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он – такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться". Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, смогли убить его. Тело Имама было втоптано в грязь копытами их лошадей, на нем насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. По легенде даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить ее замолчать. ![]() В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен. Хумайд Бен Муслим свидетельствует: «Клянусь Аллахом, я не видел ни одной из его жен и дочерей или женщин его семьи, с которой не была бы сорвана одежда и которая не находилась бы в унижении!» ![]() Смерть Хусейна и его сторонников, ставшая символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией, расколола Ислам на два главных направления – суннитский Ислам и шиизм. В ранней исламской истории шиитами (в буквальном переводе, «последователями») называли сторонников Имама Али, зятя Пророка Мохаммада и четвертого халифа (духовного предводителя) мусульман. После убийства Али и избрания Муавии четвертым халифом, противостояние между суннитами и шиитами усилилось, став окончательным после событий Ашуры. ![]() Для шиитов Хусейн – не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это – Имам, то есть потомок Пророка, человек, отмеченный божественной благодатью. В шиизме Имамы – истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Имамы предвидят будущее, принимают все ниспосылаемое им с подлинной верой и смирением. Первым из таких Имамов был Али, выдающийся герой, разивший врагов Ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. От Али божественная благодать перешла к двум его сыновьям от дочери Пророка Фатимы – Хасану и Хусейну, с самого рождения предназначенным стать предводителями мусульман. Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли насильственной смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов. ![]() Дни Ашуры начали отмечаться шиитами как день траура при шахе Исмаиле Сефевиде, который ввел в Иране шиизм. При дворе шаха первые десять дней мохаррама объявлялись траурными, при дворе проводились особые церемонии, на которые собиралось множество людей. Сам Аббас Сефевид, самый могущественный и сильный шах, правивший Ираном в течение 50 лет, в день Ашуры одевал черные одежды и мазал лицо грязью, принимая участие в религиозных шествиях. ![]() Нужно сказать, что месяц Мохаррам – начало лунного года – в первые десять дней которого разворачивалась история мученичества Хусейна, считался в Передней Азии священным задолго до этого события. И с Ашурой (буквальный перевод с арабского – «десятый») – десятым днем Мохаррама связано множество легенд и преданий. Так, по некоторым из них, в этот день были сотворены небо, земля, ангелы и первый человек, Адам. В этот день Нух (Ной) впервые увидел землю после потопа, родился пророк Ибрагим (Авраам), после долгой разлуки встретились Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф), по велению Аллаха расступились перед Мусой (Моисеем) воды Красного моря, спасая его от преследования Фараона, вознесся на небо пророк Иса (Иисус). Конец света тоже произойдет в день Ашуры. ![]() Но вернемся в наше время… В современном Иране Ашура является кульминационным религиозным событием года, получив после Исламской революции 1979 года особый смысл и значение. Первые десять дней месяца шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней. ![]() Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!». По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичевательные процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от Имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись чадрами, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в черное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней. ![]() Последовательно разворачиваются события Ашуры: это история дочери Хусейна Зейнаб, в унижении доставленной к Язиду в Дамаск, но продолжавшей проповедовать истинную веру, это трагическое повествование о браке, заключенном перед самым сражением между Касимом, сыном второго Имама, и его двоюродной сестрой. Рассказывается об Аббасе, сводном брате Хусейна, пытавшемся пронести в лагерь воду: лишившись обеих рук, он нес бурдюк с водой в зубах… Ну улицах иранских городов в дни Ашуры можно увидеть воинственный танец, когда несколько сот мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями; ночью разворачиваются факельные шествия. Прекрасно и жутко! Подобные мистерии устраивались сотни лет назад на улицах городов Европы, но только Восток может быть вечно-молодым и, развиваясь, не терять древнего величия.
Для желающих увидеть воочию это непередаваемое зрелище, мы указываем даты Ашуры (т.е. десятого дня Мухаррама – кульминации мистерии) на ближайшие годы по привычному европейцами календарю:
![]() 10 Мухаррама, 1429 хиджры = 19 января 2008 10 Мухаррама, 1430 хиджры = 9 января 2009 10 Мухаррама, 1431 хиджры = 30 декабря 2009 10 Мухаррама, 1432 хиджры = 20 декабря 2010 10 Мухаррама, 1433 хиджры = 10 декабря 2011 10 Мухаррама, 1434 хиджры = 30 ноября 2012 10 Мухаррама, 1435 хиджры = 20 ноября 2013 Вернуться к другим статьям | ||
![]() |
![]() |